Проводимая в России глубокая экономическая реформа поставила перед общественным производством ряд серьезных задач, одной из которых является насыщение рынка высококачественными
товарами широкого ассортимента. Это вызвало потребность поиска новых, соответствующих современному уровню социально-экономического развития страны, форм и методов управления,
способов реализации товаров. Причем особое значение приобретает комплексный системный подход к решению той или иной хозяйственной проблемы. Такой подход, охватывающий все стадии
движения продукции, то есть, изучение потребностей и спроса, производство товаров в соответствующем им объеме, организацию движения товаров через оптовые и розничные звенья до
конечного потребителя и необходимый уровень послепродажного обслуживания, обеспечивает научную обоснованность принимаемых хозяйственных решений, высокую эффективность
использования сырьевых, производственных, финансовых и людских ресурсов.
Разрабатывая комплексную систему управления производством и реализацией, целесообразно использовать опыт организации управления как в нашей стране, так и за рубежом. В этом
плане представляет интерес система организации и управления производственно-сбытовой и торговой деятельности капиталистических предприятий, получившая название МАРКЕТИНГ
(marketing), или рыночная концепция управления.
Традиционные функции маркетинга - изучение рынка, использование рекламы, стимулирование сбыта. Нужно подчеркнуть, что не существует универсальной формы для организации
работы на основе принципов и методов маркетинга, равно как нет и единой схемы построения маркетинговой работы.
Конкретные формы и содержание такой деятельности могут существенно различаться в зависимости от характера хозяйственной организации, ее внутренних и внешних условий работы.
Конечные цели маркетинга состоят в создании необходимых условий для поддержание обьема сбыта и цен на уровне, обеспечивающем неснижающийся рост прибыли. Очевидно, что маркетинг
непосредственно выражает общие цели фирмы, обеспечивает условия выживания ее в острой конкурентной борьбе. Одно из важнейших мест в маркетинге занимает подход к этапам
жизненного цикла товара. Никто не рассчитывает, что товар будет продаваться вечно, однако фирма надеется на его долгую и счастливую жизнь. У каждого товара есть собственный
жизненный цикл, в котором четко выделяются четыре этапа.
1. Этап выведения на рынок - период медленного роста сбыта. В связи с большими затратами на вывод товара прибыли не ожидается.
2. Этап роста - период быстрого восприятия товара рынком и быстрого роста прибылей.
3. Этап зрелости - период замедления темпов сбыта, так как товар добился восприятия большинством потенциальных покупателей.
4. Этап упадка - период, характеризующийся резким падением сбыта и снижением прибыли.
Изучение этих этапов - лишь малая часть политики, производимой предприятиями по отношению к маркетингу.
Яркий пример правильного использования маркетинга - деятельность фирмы Apple, которая смогла внедриться на рынок компьютерной, техники и оттеснить на второй план
господствующую на тот момент фирму IBM. Фирма Apple выпустила компьютер, где использовался более мощный процессор, чем у ее конкурентов. Большое внимания фирма уделила рекламе
и послепродажному обслуживанию. Это позволяет ей и сейчас успешно конкурировать на рынке компьютеров.