Что же касается нашей страны, то как бы не пытались горе-демократы убедить народ, что «процесс пошел» и «реформы успешно осуществляются», и им «нет альтернативы», миллионы наших россиян, лишившиеся уверенности в настоящем и будущем, социальной защиты, превратившиеся после развала СССР в угнетаемые и оскорбляемые «нацменьшинства», боящиеся вечером выйти на улицу, да и не чувствующие безопасности в собственных домах, терпеть ради бурбулисов, поповых, Гайдаров, волкогоновых и иже с ними, не собираются.
Система «тотального воспитания» формировала стандарты поведения, нивелировала личность. Ее отбросили, но ничего взамен не предложили. Многие растерялись, утратив ориентиры, не знают, как решать жизненные проблемы. Да, человек свободен, но он должен отвечать за свое поведение, за свои поступки. Цель воспитания - формирование разносторонне развитой личности. Но как? Потребность в самореализации, в поисках идеала и смысла жизни, стремление найти свое место в жизни, свое предназначение, сформировать нравственные, духовные и политические установки - важнейшая задача воспитания.
А.С. Пушкин полагал, что причина всех бед в воспитании, а Вильям Шекспир - в невежестве. К сожалению, серость заполнила многие сферы нашей жизни. Бездари и недоучки подбирают в помощники себе подобных. Вчерашний лодырь и двоечник, пробившись в руководящее кресло, навряд ли будет уважать умного подчиненного. Опыт истории учит, что невежество, насаждаемое правящими классами, рано или поздно бьет по ним самим, поражая самую верхушку бюрократической лестницы. Не случайно древние греки в своих драмах из жизни царских домов Микен и Фив изображали невежество в виде злого и трагического рока. А Карл Маркс, на которого сейчас отнюдь не очень «модно» ссылаться, называл невежество «страшной, демонической силой» и предупреждал, что оно может послужить причиной многих трагедий. И не надо пытаться, как в прежние печальные времена, давать юношеству «фельдфебелей в Вольтеры». За это придется платить дорогой ценой последующим поколениям. Важно создавать в обществе такие условия, при которых каждый, «в ком сидит Рафаэль», получал бы все возможности дли развития своих дарований.
Глубоко убежден, и это подтверждают данные социологических исследований, что современным юношам и девушкам России делать жизненный выбор стало значительно труднее, чем, скажем, «шестидесятникам». Ибо тогда царили оптимистический подъем и наивная вера в то, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». Не случайно на диспуты «О смысле жизни», «Свобода воли и ответственность личности», «Разговор о любви», «Знаний и нравственность», которые мы, начинающие социологи, проводили в Центральном лектории Ленинграда, приходило до тысячи человек! Дискуссии начинались в девятнадцать часов, а заканчивались к полуночи. Сколько умных, смелых, честных суждений высказывали спорщики! Диспуты стали тогда прекрасной школой поиска истины и защиты формирующихся взглядов.